Волей страхового случая пришлось обратить внимание на договор установки шлагбаума, заключенный клиентом с одной известной монтажной организацией. И вот что там, в числе прочего, обнаружилось, в разделе "Гарантийные обязательства":
- "На оборудование устанавливается гарантийный срок продолжительностью 12 месяцев с даты подписания сторонами акта сдачи-приемки выполненных работ. Гарантийные обязательства распространяются на устранение скрытых заводских дефектов оборудования и на недостатки, которые возникли в оборудовании до его передачи заказчику по вине подрядчика".
- "Гарантийные обязательства теряют свою силу, и гарантия не производится в отношении дефектов, связанных с наездом на оборудование транспортного средства (ДТП), равно как после иного повреждения оборудования третьими лицами либо собственниками".
Сразу оговорюсь, что изучение подобных договоров не входит в нашу компетенцию ни при страховом случае, ни, тем более, при заключении договора страхования. Для нас главное, чтобы был подтвержден интерес клиента в сохранении застрахованного имущества, чтобы имелись правоустанавливающие документы в смысле п. 2 ст. 930 ГК РФ. Иначе договор страхования будет считаться недействительным.
Но здесь пришлось зацепиться, т.к. указанная монтажная компания, помимо завышения рыночной стоимости ремонта и запасных частей примерно на 50%, настаивает и на необходимости замены откатного привода шлагбаума марки Nice при отсутствии каких-либо видимых и "слышимых" повреждений самого привода.
В обоснование своей позиции монтажники указывают, что из-за ДТП и "продолжения эксплуатации шлагбаума в течение часа с искривленной стрелой, исходя из опыта работы, приводу были нанесены скрытые повреждения". Вдобавок монтажники накручивают клиента и запугивают снятием привода с гарантии, прямо так и пишут клиенту, что если, мол, вы отказываетесь менять привод, то мы не несем гарантийные обязательства на привод, а все последующие расходы по приводу возлагаются на вас как на собственников оборудования.
Если завышение рыночной стоимости ремонта является вопросом торга сторон (монтажная организация хочет быстрее и больше заработать, а страховщик может оплачивать восстановительные расходы не выше их действительной стоимости), то гарантийные обязательства фактически императивны и не подлежат корректировке, тем более уменьшению или сужению. Вот почему пришлось насторожиться когда встретилось всё это: «снимаем вас с гарантии», «не несем гарантийные обязательства на привод», «слетаете с гарантии» и т.д.
Итак, перед нами привод для откатных ворот производства компании Nice (Италия), который установлен в откатном антивандальном шлагбауме.
Согласно Условиям гарантийного обслуживания ЗАО «Найс Автоматика для дома» гарантийный срок на автоматику и оборудование (в эту категорию как раз попадает наш привод) составляет (внимание!!!) 3 года с даты производства или не более 2 лет с момента приобретения при наличии документов, подтверждающих покупку. А наши монтажники берут и просто срезают один год гарантии на оборудование! Далее возможны разные ухищрения и способы извлечения прибыли, но факт нарушения прав потребителей налицо:
в соответствии с законодательством РФ о защите прав потребителей, установление продавцом оборудования гарантийного срока, меньшего, чем срок, установленный производителем, не допускается. Дальше – сложнее, но мы разберемся.
Установленный производителем гарантийный срок через дистрибьютеров и дилеров переходит и на монтажников, о чем прямо сказано в Условиях гарантийного обслуживания:
"Дистрибьютеры и Дилеры автоматики Nice несут непосредственную ответственность перед своими потребителями, а монтажные (обслуживающие) организации несут ответственность перед конечными потребителями, как за установленную автоматику, так и за качество произведенных работ".
При этом Условиями гарантийного обслуживания в частности, и действующим законодательством, если говорить в общем смысле, не предусмотрено прекращение гарантийных обязательств в связи с какими-либо событиями, обстоятельствами или фактами, кроме как истечение самого гарантийного срока. Если производителем в лице сервисного центра потеря работоспособности привода в течение установленного гарантийного срока признается гарантийным случаем, то диагностика, ремонт и/или замена дефектных запчастей (или всего привода) осуществляется бесплатно. Если же случай не гарантийный, то все указанные работы выполняются по расценкам сервисного центра производителя. В обоих случаях транспортные расходы, расходы по демонтажу и монтажу, пуско-наладке оборудования, сдаваемого в ремонт, лежат на клиенте.
Кроме того, все узлы и компоненты, являющиеся частью неисправного (заявленного на гарантийный ремонт) оборудования и замененные в течение гарантийного срока, наследуют гарантийный срок и условия гарантийного обслуживания оборудования в целом, но продление гарантийного срока на замененные запчасти или на единицу оборудования в целом не предусматривается. Это означает, что при замене, например, поврежденной шестерни, сгоревшего блока управления или электромотора, клиент получает гарантию производителя именно на этот компонент оборудования. Эта гарантия может длиться до 1 года (в зависимости от детали), но она не может перекрыть общий гарантийный срок на оборудование, который составляет 2 года (или 3 года с даты производства) и никуда при этом не исчезает.
Единственным исключением из этого правила является ситуация, когда гарантийный срок на оборудование закончился, и клиент обращается в сервисный центр за негарантийным ремонтом, например, блока управления. На новый блок управления в составе старого негарантийного уже привода будет действовать гарантийный срок в 1 год.
Как видите, сложновато, но ничего нового здесь нет, так работает гарантия.
Подчеркну лишь, что если оборудование застраховано, то, при его повреждении в результате страхового случая, все связанные с восстановлением работоспособности данного оборудования расходы и запчасти, включая транспортные расходы, диагностику, демонтаж/монтаж, пуско-наладка и т.д., могут быть оплачены страховщиком в составе суммы страхового возмещения.
Таким образом, вопрос о снятии оборудования с гарантии монтажной организацией выглядит неуместным. "Слететь с гарантии" нельзя, гарантийный срок установлен производителем и является неотделимой характеристикой оборудования.
Разумеется, весьма вероятны случаи, на которые не распространяются гарантийные обязательства и при которых возможен только негарантийный ремонт, но при этом факт повреждения оборудования или наличия в нем негарантийных дефектов должен быть подтвержден результатами диагностических процедур.
С юридической точки зрения монтажники, конечно, нарушают требования закона "О защите прав потребителей", предоставляют клиентам искаженную информацию о товарах и о своих работах (услугах), см. ст. 10, 12, 13 и 14 Закона РФ от 07/02/1992 №2300-1. За эти нарушения предусматривается определенная ответственность. Ну а с точки зрения клиентов, бизнес-партнеров и конкурентов, - это просто развод потребителей на деньги.